Лаборатория по проведению
специальной оценки условий труда
Есть вопросы? Звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный

Екатеринбург: +7 (343) 287-77-07

Сургут: +7 (3462)55-07-10

Челябинск: +7 (351) 214-07-10

Тюмень: +7 (3452)56-87-10

Условия и порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)


Федеральным законом № 426, принятым 28.12.2013 было определено, что, начиная с 2014 года, все предприятия обязаны определять состояние своих рабочих мест. Этот процесс подразумевает комплекс мер по выявлению опасных и вредных воздействий, которые оказывает трудовой процесс и производственная среда на здоровье персонала, а также расчет степени этого воздействия.

До вступления в силу данного закона существовала аналогичная процедура, называвшаяся «аттестация рабочих мест». Однако после появления новых требований это понятие перестало действовать и ему на смену пришла СОУТ.

Изменения, произошедшие в связи с выходом ФЗ № 426

до 2014 года (или в период применения устаревшего порядка) с 2014 года (или с момента начала действия новых правил)
название процедуры аттестация рабочих мест по ут специальная оценка ут
описание объекта исследования карта аттестации оформлялась по отношению к конкретному рабочему месту, а не к занимающему его сотруднику (то есть составлялся обезличенный документ). современная форма отчета предполагает внесение данных снилс на каждого из работников, числящихся в штате организации на дату проведения.
предмет изучения вредные факторы производственного процесса, напряженность труда, тяжесть работы, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, травмоопасность рабочего места. из перечня факторов, действующих на рабочем месте и подлежавших исследованию в соответствии с утратившими силу нормативными актами, была убрана травмоопасность трудового процесса. все остальные, включая вредность, тяжесть и напряженность работы, а также достаточность средств индивидуальной защиты, должны оцениваться в полном объеме и по новым правилам.
периодичность проведения процедуры на реже чем каждые 5 лет на всех штатных рабочих местах. так же, как и до принятия закона 426 — минимум 1 раз в каждые 5 лет. однако введены и исключения. в частности, если установлено, что производственный процесс на некоторых рабочих местах не подвергается влиянию опасных или вредных факторов, исследование на них может не проводиться. в подтверждение данного вывода должна оформляться декларация соответствия. предусмотрено продление срока действия этой декларации через 5 лет с момента ее составления, но при условии, что на рабочем месте, по отношению к которому она выдана, за указанный период не случилось ни одной травмы или профессионального заболевания.
порядок исследования микроклимата рабочего места оценка соответствующих параметров осуществлялась 2 раза за год (летом, то есть в самый теплый сезон, и зимой — в пик холодов). предусмотрено однократное определение параметров микроклимата на всех рабочих местах, подвергающихся воздействию высоких или низких температур.
правила оценки уровня освещенности рабочего места в процедуре расчета данного показателя учитывался, помимо прочего, и так называемый, коэффициент пульсации. включение этого параметра в итоговое заключение приводило в большинстве случаев к оценке условий труда рабочего места по классу 3.1 (то есть с наличием вредных условий) и назначением соответствующих доплат и возмещений. требования по проведению соут не подразумевают обязательный расчет коэффициента пульсации при измерении освещенности рабочего места. это позволяет оценивать условия труда по классу 2 (то есть с допустимыми условиями).
виды и порядок назначения компенсаций за неудовлетворительные условия труда согласно положениям действовавшего в то время нормативного акта (постановление правительства россии от 20 ноября 2008 года № 870) за превышение допустимых значений по данному показателю работникам полагались следующие компенсации и льготы: сокращенная рабочая неделя — 36 ч, прибавка к окладу — 4%, дополнительные дни к очередному отпуску. в случае назначения сотруднику компенсаций и выплат их вид и размер будут дифференцированы с учетом установленного класса условий труда на его рабочем месте (приложение 1).
санкции за нарушение положений нормативных актов по охране труда общий размер штрафов за несоблюдение требований законодательства об охране труда не зависел от количества допущенных нарушений. должностные лица и индивидуальные предприниматели наказывались в таких случаях на 1–5 тысяч рублей, юридические лица — на 30–50 тысяч рублей. начиная с 2015 года и по настоящее время за неисполнение установленных норм по охране труда предприятиям и их руководству грозит ответственность, прямо пропорциональная числу допущенных нарушений. в частности, для хозяйствующих обществ она может составить в итоге 50–150 тысяч рублей, а для ип и должностных лиц компаний — 2–30 тысяч рублей (подробнее в приложении 2).
размер взносов в пф и фсс рф не зависел от итогов аттестации рабочих мест предусмотрены дополнительные страховые сборы на финансирование досрочной пенсии персонала, уплачиваемые в фсс и пф россии. их величина определяется по результатам, полученным в ходе процедуры соут (приложение 3).
последствия невыполнения обязательных положений законодательства об исследовании условий труда на рабочих местах нарушение, как правило, выявлялось в ходе проверки предприятия специалистами государственной инспекции по труду. по результатам ревизии недобросовестному работодателю назначался штраф в размере 30–50 тысяч рублей и выдавалось предписание организовать соответствующую аттестацию в кратчайшие сроки. в настоящий момент отсутствие в организации результатов соут будет грозить ей: — финансовыми санкциями (60–80 тысяч рублей) и обязательным к исполнению письменным указанием провести необходимую процедуру (при визите на предприятие государственного инспектора по труду); — установлением повышенных ставок взносов в фсс и пф рф.

Соблюдение требований ФЗ № 426 не только накладывает на работодателей определенные обязательства, но и приносит им ряд серьезных выгод:

  1. Уверенность при проверках предприятия Государственной инспекцией по труду.
  2. Полный пакет документации для расчета и назначения компенсаций и доплат за вредные условия труда в зависимости от установленного класса опасности.
  3. Освобождение от необходимости оценивать условия труда каждые 5 лет по тем рабочим местам, по которым оформлена декларация соответствия.
  4. Неизменный размер отчислений в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России.



Менеджер по работе с клиентами
Сапегин Сергей
Получите бесплатную консультацию

 

или звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный
info@pro-trud.ru
в любое рабочее время.