Лаборатория по проведению
специальной оценки условий труда
Есть вопросы? Звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный

Екатеринбург: +7 (343) 287-77-07

Сургут: +7 (3462)55-07-10

Челябинск: +7 (351) 214-07-10

Тюмень: +7 (3452)56-87-10

Правовые аспекты специальной оценки условий труда


Целью специальной оценки условий труда (СОУТ) является защита интересов работников путём присвоения рабочим местам классов вредности. На основании классов определяются льготы, что хотя бы частично компенсирует ущерб здоровью, причинённый вредными производственными факторами. Аттестация, действовавшая ранее, не была обязательной для установления опасности трудового процесса; льготы определялись по наименованию должности, цеха и отрасли, присутствовавшему в списках, принятых Правительством.

Нормативно-методическое обеспечение специальной оценки

Основным законом, в котором устанавливаются правила СОУТ, является ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. В нём подробно расписана разработанная в Минтруда концепция реформы, предусматривающая сокращённый вариант спецоценки для офисных и прочих рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, и более тщательный – для тех, на которых диагностируется III и IV классы вредности.

В Трудовом кодексе прописывается обязательность указания класса условий труда в трудовом договоре, при чём он должен быть определён в результате специальной оценки. ФЗ «Об аккредитации» от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ устанавливает требования к лабораториям, измеряющим вредные факторы. В будущем планируется принять законы о гигиене и безопасности труда.

Региональное законодательство на уровне субъектов Федерации или муниципалитетов отсутствует и не планируется. Объясняется тем, что по итогам СОУТ должны получаться сопоставимые результаты, что в Москве, что в Каменске-Уральском, что в Магадане.

Подзаконные акты постепенно переходят в компетенцию Министерства труда и соцзащиты. Методика проведения специальной оценки принята приказом этого ведомства от 24.01.2014 г. № 33н. Она в основном повторяет профильный закон, но дополнена классификатором вредных факторов, правилами классификации условий труда и формой отчёта о СОУТ. Помимо этого, Минтруда приняло и продолжает принимать другие необходимые методики и особенности проведения процедуры.

Нормативы вредных факторов, а в данном случае – таблицы, по которым надлежит классифицировать условия труда, являются приложением к вышеупомянутой Методике. Пока разработаны не все параметры; в случае отсутствия значений показателей от Минтруда Методика отсылает к СП и СанПиНам от Роспотребнадзора. Сами санитарные правила к специальной оценке отношения не имеют, хотя раньше они использовались для аттестации рабочих мест.

Государственные инстанции, регулирующие условия труда

  • Минтруда – инициатор реформы, желающий оставить льготы только за действительно вредными рабочими местами независимо от их названия, а также надеющийся составить базу данных по всем штатным единицам в России – АС АКОТ. Выполняет функции методического руководства и высшей инстанции по разногласиям, а также регистрации профессиональных участников рынка – фирм и экспертов по специальной оценке.
  • Роструд – представитель министерства на местах и главный контролёр, проводящий государственную экспертизу условий труда. Наделён функцией представительства в суде для применения административной ответственности к работодателям и оценщикам.
  • Роспотребнадзор – служба, контролирующая условия труда в целях уменьшения профзаболеваемости. Её нормативы более жёсткие, но не влияют на результаты специальной оценки. Сюда можно обратиться для повышения безопасности трудового процесса, но не для получения льгот.
  • Росаккредитация – орган, отвечающий за качественную работу испытательных лабораторий.

Участники специальной оценки условий труда

  • Работодатель. Обязан организовать и оплатить СОУТ, кроме того, он должен ознакомить работников с её результатами, внеся их в трудовые договора. Может выбрать фирму-оценщика из имеющихся в реестре Минтруда, например, ООО «Прометей», растянуть спецоценку на несколько лет, уменьшить взносы в ФСС на её стоимость, обжаловать действия исполнителя.
  • Оценщик. Обязан числиться в реестрах Минтруда, применять аттестованные методы измерений и поверенные средства измерений, отказаться от исполнения договора при отсутствии доступа к рабочим местам и необходимым документам. Может выбрать лабораторию для испытаний по своему усмотрению и обжаловать предписание трудового инспектора.
  • Работник. Обязан ознакомиться с классом условий труда, поставив подпись, независимо от согласия или несогласия с ним. Может присутствовать на специальной оценке своего рабочего места, задавать вопросы работодателю и оценщику, предлагать факторы, отрицательно на него действующие, обжаловать установленный класс вредности.



Менеджер по работе с клиентами
Сапегин Сергей
Получите бесплатную консультацию

 

или звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный
info@pro-trud.ru
в любое рабочее время.