Лаборатория по проведению
специальной оценки условий труда
Есть вопросы? Звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный

Екатеринбург: +7 (343) 287-77-07

Сургут: +7 (3462)55-07-10

Челябинск: +7 (351) 214-07-10

Тюмень: +7 (3452)56-87-10

Правовые аспекты проведения специальной оценки условий труда


Специальная оценка условий труда (СОУТ) – пока ещё новая процедура, затрагивающая интересы всех работодателей. Основные правовые нормы по ней уже приняты и не планируются к изменению, хотя возможны дополнения и модификации методических актов.

Законы и методические документы

В Трудовом кодексе СОУТ уделено всего несколько строчек, однако это короткое нововведение кардинально меняет смысл процедуры, определяя переход от аттестации к спецоценке. Аттестация была нужна, по сути дела, только для выявления опасных факторов и предложений для улучшения условий труда; гарантии и компенсации работникам вредных производств определялись по спискам. Спецоценка не призвана улучшать или способствовать этому – такая цель лишь побочна; основная задача – установление классов вредности, на основании которых предоставляются льготы.

Специальный закон об оценке условий труда от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ подробно освещает процедуру, её участников и порядок проведения. ФЗ об аккредитации от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ определяет деятельность лабораторий. В перспективе планируется принять отдельные законы о безопасности и гигиене труда. Регионального законодательства, например, на уровне ЯНАО или Салехарда, нет.

ФЗ о спецоценке настолько полно регламентирует процедуру, что в Методике её проведения, принятой приказом Минтруда от 24.01.2014 г. № 33н, основной текст просто повторяет закон. Самое важное – в приложениях к ней: классификатор вредных факторов (учитываются только перечисленные здесь), нормативы условий труда, согласно которым присваиваются классы, форма отчёта о спецоценке с инструкцией по заполнению. Помимо основной методики, Минтруда издало Методику оценки СИЗ от 05.12.2014 № 976н и особенности проведения СОУТ отдельных категорий работников.

Госорганы, определяющие условия труда

В настоящее время управление спецоценкой, как и в целом охраной труда, стремятся объединить в рамках одного ведомства – Министерства труда и социальной защиты. В сегодняшних переходных условиях только статистикой несчастных случаев занимаются три службы, и у всех цифры отличаются.

Минтруда разрабатывает методику проведения спецоценки, включая особенности разных профессий, регистрирует фирмы и экспертов, занимающихся СОУТ, ведёт базу данных по рабочим местам и условиям на них. Реестры фирм и экспертов доступны бесплатно в онлайне; ООО «Прометей» значится там под номером 2298.

Подразделение министерства – Роструд – контролирует работодателей и оценщиков и взыскивает штрафы с них через суд. Работодатели несут ответственность за отсутствие спецоценки, а оценщики – за её некачественное проведение. Основная процедура, подтверждающая или опровергающая выводы экспертов, – государственная экспертиза условий труда.

Росаккредитация, подразделение Минэкономразвития, аккредитует оценочные лаборатории, внося сведения о них в отдельный реестр, и контролирует их деятельность.

Роспотребнадзор, отвечающий за предупреждение профзаболеваний, раньше был ключевым разработчиком нормативов условий труда. Сейчас фактически сборников нормативов два: один рассчитан на оптимальные значения, предотвращающие профзаболеваемость, а другие – на предельные значения, которые были бы обеспечены компенсациями из бюджетов государства и предприятий. Проверять качество спецоценки Роспотребнадзор не может.

Участники СОУТ

Закон считает участниками СОУТ предприятие-работодателя, фирму-оценщика и работников. Их права и обязанности (см. табл.) расписаны в специальных статьях не полностью, часть упоминается в остальном тексте нормативного акта.

Таблица – Требования к участникам спецоценки условий труда, их права и обязанности

Работодатель Оценщик Работники
1. Требования Должен провести СОУТ на всех рабочих местах и оплатить расходы на неё Должен зарегистрироваться в Минтруда и получить сертификаты, аттестаты и аккредитацию
— выбрать не зависимого от него оценщика
2. Права Вправе растянуть спецоценку на срок до 5 лет Вправе выбрать испытательную лабораторию Вправе присутствовать при СОУТ и предложить вредные на их взгляд факторы
— согласиться на замену непосредственных измерений данными производственного контроля — предложить подобную замену
— обжаловать действия оценщиков — обжаловать государственную экспертизу условий труда — обжаловать установленные классы вредности
3. Обязанности Обязан создать комиссию по спецоценке Обязан показывать сертификаты и аттестаты
— предоставить информацию и документы — приостановить или отказаться от проведения специальной оценки, если нет информации и доступа
— организовать доступ к рабочим местам — проводить измерения аттестованными методами и поверенными средствами и протоколировать их
— отвечать на вопросы работников — выслушать предложения работников по вредным факторам
— подписать отчёт, а затем уже оспаривать его в Роструде или суде — сдать отчёт в Роструд в течение 10 дней
— ознакомить работников с новыми условиями труда — ознакомиться с классом вредности, т.е. расписаться в том, что ознакомились; оспаривать можно будет уже после этого

Как видно из таблицы, у работников, в интересах которых проводится специальная оценка, практически нет никаких прав и обязанностей. Процедура во многом проводится с целью упорядочить учёт рабочих мест в стране в целом и предоставление льгот и компенсаций за вредные условия труда в частности.

 



Менеджер по работе с клиентами
Сапегин Сергей
Получите бесплатную консультацию

 

или звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный
info@pro-trud.ru
в любое рабочее время.