Лаборатория по проведению
специальной оценки условий труда
Есть вопросы? Звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный

Екатеринбург: +7 (343) 287-77-07

Сургут: +7 (3462)55-07-10

Челябинск: +7 (351) 214-07-10

Тюмень: +7 (3452)56-87-10

Нормативно-методическое обеспечение специальной оценки условий труда


Авторы введённой в 2014 г. вместо аттестации специальной оценки условий труда (СОУТ) рассчитывают, что спецоценка позволит предоставлять льготы только тем, на кого действительно воздействуют вредные факторы. Подход отличается от принятого ранее списочного, когда льготниками становились только по названию должности. Работодателям такой расклад выгоден, хотя новая процедура и требует от многих организаций дополнительных трудозатрат и финансов.

Нормативно-методическая база специальной оценки условий труда

Федеральное законодательство представлено, прежде всего, Трудовым кодексом и ФЗ о специальной оценке условий труда. ТК определяет обязательность установления классов вредности на всех рабочих местах. Профильный закон расписывает участников процедуры, последовательность этапов, отдельные правовые особенности. Одновременно с ФЗ о СОУТ был принят закон об аккредитации, важный для лабораторий. В планах — разработка ФЗ о безопасности и гигиене труда.

Региональное законодательство по теме отсутствует, так что искать документы по Сургуту не надо.

Из постановлений, принятых правительством, специальной оценки касаются только списки и перечни. Но, если раньше списки перечисляли должности и профессии, на которых положены льготы, то сейчас они отмечают рабочие места, на которых проверка условий труда имеет свои особенности.

Ведомственное методическое обеспечение в настоящее время стремятся объединить в компетенцию Минтруда. Приказом этого министерства утверждена, в частности, Методика проведения специальной оценки, к которой приложены классификатор вредных факторов и нормативные значения условий труда в виде таблиц и ссылок на СП и СанПиНы.

Функции государственных инстанций по отношению к оценке условий труда

  • Разработка правил и нормативов специальной оценки: министерство труда и социальной защиты.
  • Выявление оптимальных условий труда и причин профзаболеваний: Роспотребнадзор.
  • Регистрация фирм, соответствующих законодательным требованиям по спецоценке, и экспертов, её проводящих: Минтруда. Реестры доступны онлайн; под номером 2298 там можно найти ООО «Прометей», получившее разрешение на оказание услуг по СОУТ вместо аттестации ещё в 2014 г.
  • Аккредитация испытательных лабораторий и внесение данных о них в реестр: Росаккредитация.
  • Государственная экспертиза условий труда: Роструд. По обращениям проводится платно.
  • Проверка условий труда на соответствие нормативам: Роспотребнадзор. Не устанавливает классы вредности.
  • Контроль за деятельностью оценщиков, наложение на них штрафов через суд при необходимости: Роструд.
  • Контроль работодателей на своевременность специальной оценки, наложение штрафов через суд при нарушениях: Роструд.

Заинтересованные стороны специальной оценки условий труда

Действия Работодатель Оценщик Работник
организовать СОУТ обязан
получить все сертификаты и показывать их может потребовать обязан
заключить договор на специальную оценку обязан; может выбрать фирму
оплатить процедуру обязан
предоставить информацию и доступ обязан может прервать спецоценку, если не предоставлено
предлагать вредные факторы может обязан может
проводить измерения аттестованными методами и поверять средства обязан
использовать данные производственного контроля вместо измерений может согласиться или отказаться может предложить
обосновывать классы условий труда, разъяснять обязан разъяснять работнику обязан
ознакомить обязан ознакомить обязан ознакомиться
передать отчёт в Роструд обязан, если не сделает оценщик может при желании
передать сведения о классах в ПФР, ФСС обязан
обжаловать в суде действия оценщика установленный класс


Ваш личный консультант
Ольга Михайловна
Получите бесплатную консультацию

 

или звоните:
8-800-775-89-67
звонок бесплатный
info@pro-trud.ru
в любое рабочее время.